Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В русской литературе не теряет своей актуальности проблема преступления и наказания, т.к. человечество упорно ищет пути нравственного исправления для каждого преступника. Какой путь более «продуктивен»: тюрьма, каторга или слово Божие – убеждение, воспитание с помощью доброты? Решению всех этих вопросов посвящены многие произведения классической литературы.
В своем рассказе «Петлистые уши» Иван Бунин также обращается к теме преступления и наказания, рассматривая ее с новой для литературы точки зрения.
Рассказ И.А. Бунина привлекал внимание многих литературоведов, анализирующих его с разных сторон: полемика писателя с Ф.М. Достоевским (Л.А. Смирнова, В.А. Туниманов), идея вырождения человечества (О.Н. Михайлов, Г.Ю. Карпенко), черты «петербургского текста» в рассказе (В.Ш. Кривонос).
Целью данной работы является изучение особенностей воплощения проблемы «преступления и наказания» в рассказе Ивана Бунина «Петлистые уши».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть, какие события из жизни Ивана Бунина оказали влияние на его литературный путь;
2) познакомиться с творческой историей рассказа;
3) проанализировать поступок главного героя рассказа, сделать выводы.
Для достижения цели и решения поставленных задач данной работе применяются разнообразные методы исследования, способствующие достижению поставленной цели такие, как наблюдение, анализ, сравнение, дедукция и др.
1. Творческий путь Ивана Бунина
Иван Алексеевич Бунин является знаменитым писателем и поэтом, первым русским обладателем Нобелевской премии в области литературы, академиком Санкт-Петербургской Академии наук. Бунин провел много лет жизни в эмиграции, став одним из известнейших писателей русского зарубежья.
Существует мнение, что на характер человека, его мировоззрение оказывает влияние общественная среда, семья, социально-экономический уровень общества. Творчество писателя напрямую связано с его биографией: с обстоятельствами его рождения, с семейной обстановкой, с юношескими годами, с любыми увлечениями, с общественными событиями. Именно знание данных фактов позволяет объективно понять произведение писателя.
Жизнь Ивана Бунина не была простой. Детство будущего писателя протекало в условиях дворянской скудеющей жизни (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Он рано научился читать, с детства обладал фантазией и был очень впечатлителен.
В 1881 г. поступил в гимназию в Ельце, однако смог проучиться там всего пять лет, т.к. у семьи не было денег, чтобы оплачивать дальнейшее обучение [4].
Таким образом, будучи дворянином по рождению, Иван Бунин не имел даже гимназического образования, что не могло не оказать влияния на его дальнейшую жизнь.
С 1889 г. Иван Бунин ведет самостоятельную жизнь: со сменой профессий, с работой как в провинциальной, так и в столичной периодике. Сотрудничая с редакцией газеты «Орловский вестник», молодой автор знакомится со своей будущей супругой, корректором газеты, Варварой Владимировной Пащенко.
До 1891 г. Иван и Людмила не могли обвенчаться в церкви, т.к. против этого брака были их родители. В 1892 г. молодые супруги перебрались в Полтаву и стали служить статистиками в губернской управе.
В 1891 г. выходит первый сборник стихотворений Ивана Бунина, еще во многом являющихся подражанием классикам [6].
1895 г. стал переломным в судьбе писателя. Его жена уходит к его другу А. И. Бибикову. Писатель оставляет службу и переезжает в Москву, где знакомится с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, М. Горьким, Н. Д. Телешовым, которые оказали большое влияние на дальнейшее творчества.
Далее – снова несчастливая влюбленность, смерть сына, разорение русских деревень (для Бунина деревня всегда служила олицетворением его собственной жизнью), политические преобразования в России и вынужденная эмиграция.
Для человека с тонкой душой, с глубоким восприятием происходящих событий все пережитое не прошло бесследно. Именно отсюда берут начало мотивы смерти в рассказах «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Сны Чанга», «Митина любовь».
Постепенно И.А. Бунин обращается в своем творчестве и к теме преступления и наказания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бунин И. Петлистые уши. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/1176/p.1/index.html (дата обращения: 22.05.2021).
2. Домусчи С.А. Самооправдание как феномен нравственной жизни в рассказе И. А. Бунина «Петлистые уши» //Развитие личности. – 2017. – №4. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samoopravdanie-kak-fenomen-nravstvennoy-zhizni-v-rasskaze-i-a-bunina-petlistye-ushi (дата обращения: 22.05.2021).
3. Жильцова Е. А. Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского в творческом восприятии И. А. Бунина и М. А. Алданова //Вестник НовГУ. – 2010. – №57. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/roman-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskogo-v-tvorcheskom-vospriyatii-i-a-bunina-i-m-a-aldanova (дата обращения: 22.05.2021).
4. «Мучаетесь вы, когда читаете, что турки зарезали еще сто тысяч армян…» Рассказ Ивана Бунина «Петлистые уши» /Армянский музей Москвы и культуры наций. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.armmuseum.ru/news-blog/ivan-bunin-loopy-ears-tale (дата обращения: 22.05.2021).
5. Попова Ю.С. Герой и город в рассказе И.А. Бунина «Петлистые уши» //Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2010. – №2. – С. 91-95.
6. Турсынова М. М. Проблема «преступления и наказания» в рассказе Ивана Бунина «Петлистые уши» /М.М. Турсынова, Г.К. Генжебаева. – Текст: непосредственный //Молодой ученый. – 2014. – № 10 (69). – С. 547-549. – – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/69/11775/ (дата обращения: 22.05.2021).